Сегодня мне хочется с Вами поговорить о том, что же такое гештальт-терапия в практическом применении и как она выглядит «изнутри», и тем самым ответить на вопрос некоторых моих читателей: «Что будет делать со мной психолог, когда я приду к нему на консультацию»?
Поскольку я поняла по Вашим письмам, что есть интерес узнать о практической стороне метода, я постараюсь рассказать о том, что происходит в сознании человека в процессе психологического консультирования и как решаются проблемы. К этой теме можно также отнести и другие вопросы, пожалуй, самые важные: «Какой результат я получу после обращения к психологу? Как обращение к психологу сможет изменить мою жизнь»?
Конечно, всю теорию и практику не расскажу, а вот кое-чем, вполне конкретным, поделюсь. Поскольку гештальт-терапия акцентирует свои усилия на процессах осознавания, то в этой статье коснусь устройства нашего сознания.
Начнем с самого простого.
У каждого человека для решения жизненных задач в личном арсенале есть следующие вещи: характер, сформированный в процессе взросления и воспитания, стиль мышления, мировоззрение, прошлый опыт, знания, полученные самостоятельно и образование. Это его личные приобретения, которыми он может пользоваться по своему усмотрению для разрешения жизненных задач, а для связи с реальностью человек использует свое сознание.
Утром он открывает глаза, смотрит на мир, выглядывает в окно и видит, какая погода ожидает его на улице. В этот момент его сознание создает образ «хорошей» или «плохой» погоды. Если погода плохая, то сознание человека начинает рисовать другие картинки. В сознании появляются образы луж, зонта, резиновых сапог. Наше сознание отражает внешние объекты через создание образов, которые хранятся в нашей нервной системе на нейронах головного мозга или их связях, в специальном хранилище долговременной памяти.
Череда образов приводит нашего героя к необходимости собрать все образы воедино (приложить мыслительное усилие) и принять решение – создать новую картинку, увидеть себя собранного и одетого, чапающего по лужам в соответствующей погоде обуви и под зонтом.
Вся эта череда образов проноситься в его сознании в считанные секунды и, как только появилось решение - целостная картинка-образ, в которой человек полностью готов к поездке на работу, он может спокойно идти завтракать.
Вот эта целостная картинка (человека, идущего в ботинках на толстой подошве по лужам под зонтом), и есть гештальт – целостный образ, собранный сознанием для решения конкретной проблемы.
Человек живет и работает в обществе. Каждый день он ходит на работу, общается с близкими людьми, коллегами, принимает решения, получает новый чувственный опыт и к вечеру его сознание переполняется образами, чувствами и переживаниями. Теперь его сознание уже не такое спокойное, каким было с утра.
Наш герой начинает сталкиваться с образами своих коллег и если его переживания негативные, то сознание рисует негативные образы как его самого, так и его коллег. Если переживания позитивные, то в сознании человека через некоторое время (кстати, весьма быстро) восстанавливается полный штиль. Как бы не было досадно, но позитивные эмоции гораздо меньше переживаются по времени, чем негативные. Так устроен наш мозг.
Так вот, если у нашего героя на работе продолжительный конфликт, его переживания интенсивны и негативны по качеству, то сознание человека отключается от реальности и переключается на рассмотрение уже не внешних объектов, а внутренних: чувств, воспоминаний, поиска решений, проработку ситуации снова и снова, пока решение не будет найдено.
Если конфликт быстро не разрешается, то у человека возникает напряжение, вызванное невозможностью с помощью своих ресурсов: характера, способа или стиля мышления, прошлого опыта и накопленных знаний и т.п. этот конфликт разрешить. Как правило, разрушительными являются не эмоции и чувства, а перенапряжение всей нервной системы – нет возможности разрешить конфликт положительно. Перенапряжение возникает в тот момент, когда в своем сознании человек в буквальном смысле сам себя загнал в тупик.
Что в этот момент «видит» его сознание или что отражается в сознании человека?
Разберем конкретный характер и ситуацию в жизни человека.
Например, наш герой будет отличаться повышенной ответственностью, тревожно-мнительным характером и склонностью к переоценке своих реальных физических возможностей, вернее так, наплевательским отношением к своим возможностям. Он вырос в семье с жесткими требованиями, привык стараться и соответствовать родительским ожиданиям. С детских лет родители формировали у ребенка привычку превозмогать самого себя, которая под влиянием времени сложилась в стойкий стереотип: не можешь – терпи, не хочешь – делай.
Итак, наш герой переживает сложный конфликт на работе. Суть конфликта в том, что руководство будет ждать от него высоких показателей, исполнения постоянно растущих обязанностей, а наш герой в какой-то момент времени просто не сможет тащить на себе огромный объем работы, но искренне будет стараться, пока объем его ошибок или частых заболеваний окончательно не подорвет отношения на работе.
Поскольку он привык соответствовать ожиданиям родителей, то он будет воспринимать постепенно растущие требования руководства вполне нормально и отказываться не будет. Ведь для того, чтобы быть «хорошим» для самого себя и окружающих, он просто обязан прикладывать сверхчеловеческие усилия, работать на грани своих возможностей. Однако если до тридцати лет его организм еще мог претерпевать всевозможные «издевательства» со стороны хозяина, то ближе к сорока годам, организм выдохся и начал болеть, а стереотип остался.
Все бы ничего, но наш герой, обладая тревожно-мнительным характером, много тревожится о любой возможности потери работы, вспоминает родительские наставления: «Не будешь стараться – пропадешь!», пытается изо всех сил выполнять на грани своих возможностей любую просьбу руководства и каждый раз тяжело страдает, если на лице руководителя промелькнет тень неудовольствия, а наш бедолага, в силу своей мнительности, все принимает на свой счет.
Поскольку объем работы неуклонно возрастает, физические возможности ослабевают, а эмоциональная обстановка на работе накаляется, то, приходя вечером с работы, наш герой, одолеваемый плохими предчувствиями, не сможет полноценно расслабиться, напряжение будет неуклонно возрастать. Если напряжение возрастает, то пропадает сон и аппетит. «Плохие» предчувствия обретают вполне конкретную форму фантазий, в которых его с позором увольняют с работы и т.п. Как только предчувствия обретают форму пугающих образов (помните, что наше сознание объединяет в образы любые элементы опыта, будь то даже фантазии?), возрастает чувство страха и начинается самая настоящая паническая атака.
Паническая атака характеризуется тем, что в этот момент сознание человека «суживается» и наш герой видит только какую-нибудь одну, но самую страшную картинку: «Ты уволен! Ты полный неудачник!». Ни на что другое наш герой обращать внимание уже не может, страх парализует любой процесс мышления. В голове крутятся с утра до вечера навязчивые однотипные мысли, связь с реальностью и способность к отражению реальности падает. Внимание нашего сознания не может одновременно сосредотачиваться на различных объектах. Наше сознание всегда занято каким-нибудь одним процессом.
Теперь наш герой не высовывается утром из окна, чтобы посмотреть, какая погода его ждет, а идет на работу в стильных ботинках по лужам и без зонта. Не обращает внимания на легкий озноб, повышающуюся температуру, на небольшой насморк до тех пор, пока не сляжет с высокой температурой и, конечно же, не сорвет все сроки выполнения работы. Чем больше наш герой будет болеть и не соответствовать ожиданиям руководства, тем ниже будет опускаться его самооценка. Чем ниже опустится его самооценка, тем чаще он будет болеть и хуже выполнять свою работу.
Дальнейший сценарий жизни будет зависеть от его уровня жизненных ценностей, общего развития и т.п.
Рассмотрим вариант обращения к психологу.
Итак, мы имеем:
1. Психодинамический стереотип, который наш герой считает вполне нормальным. Он привык тревожиться по поводу соответствия требованиям значимых людей, пугать себя негативными ожиданиями, стараться еще больше, не справляться с повышающимися требованиями, тянуть всю ответственность на себя и болеть.
2. Поскольку психодинамический стереотип стал частью характера нашего героя, то, все, что становится частью нашей натуры, мы воспринимаем как данность. Ведь мы не осознаем, что имеем две руки или ноги, желудок, печень, почки до тех пор, пока в этих органах не появится чувство боли. Так дело происходит и с нашим характером. Если мы привыкаем тревожиться с детских лет, то уже не осознаем, когда тревожимся, а когда нет. Мы срастаемся с тревогой, страхами, пока они нас не начнут по-настоящему «вырубать» из жизни.
В этом случае, задача психолога сводится к тому, чтобы неосознаваемый психодинамический стереотип поведения полностью отразился в сознании нашего героя и стал осознаваемым.
Как только наш герой поймет, как он «наступает на грабли», то он поймет и то, как он сможет изменить свое поведение. Бессознательный механизм запуска тревоги, основанный на утверждениях родителей: «Не можешь – терпи, не хочешь – делай!» или «Не будешь стараться – пропадешь!», перестанет существовать, поскольку наш герой сможет изменить к родительским установкам свое отношение. Изменив свое отношение к родительским установкам, он научиться контролировать тревогу, соизмерять свои физические возможности с нагрузкой, перестанет стремиться к соответствию всех ожиданий руководства и, в конце - концов, наладит сон и восстановит аппетит.
Теперь в его сознании будет работать совершенно иначе. Теперь наш герой сможет использовать тревогу в своих целях. Как только его сознание зафиксирует повышение уровня тревоги, он сможет перепроверить уровень нагрузки и свои физические возможности.
Процесс психологического консультирования в гештальт-подходе.
Организм человека – целостность. Чувства, эмоции, поведение тесно взаимосвязаны между собой и специалисту-психологу важно понять, как эти чувства и эмоции отражаются в сознании человека, как они влияют на поведение и как человек управляет собой.
Поэтому процесс психологического консультирования или психотерапии в гештальт-подходе построен на том, чтобы обращать внимание клиента на феномены его сознания и как он отражает внутренние переживания в своем сознании и связывает их с реальностью. Основной целью консультирования является восстановление саморегуляции человека. Как только человек научается управлять своими состояниями, опираться на свои ощущения и находить причинно-следственные связи между реально происходящими событиями и его отношением к ним, а не слепо следовать установкам, полученным в детстве, он повышает свою эффективность и уверенность в себе. Теперь он сам управляет собой, а не его страхи или опасения, неосознаваемые установки, которые он впитал в детском возрасте и несет по жизни, как флаг.
На вебинаре, который проходил в этом году летом, я много рассказывала о саморегуляции или эмоционально-волевой регуляции. (Сейчас подробно останавливаться на этом вопросе не буду).
Подведем итоги. На психологической консультации психолог работает с:
1. сознанием человека
2. развитием способностей к осознаванию процессов в поведении, чувствах, стиле мышления
3. вниманием к себе, своим собственным возможностям и ограничениям
4. опорой на реальность, а не на катастрофические фантазии
5. можно даже работать с фантазиями и снами, но всегда про конкретные, актуальные потребности личности и организма.
Целью психологической работы является стабилизация процессов саморегуляции, которая позволит человеку больше доверять себе, своим выборам и возможностям, снизит чрезмерную тревожность и стабилизирует настроение.
На сегодня все.
С Вами была Мария Романцова, Ваш психолог в гештальт-подходе, тренер, ведущая психотерапевтических групп.
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (926) 197 – 64 – 39
P.S. Как видите, ничего страшного психолог на психологической консультации не делает. Более того, своевременное обращение к специалисту позволит Вам избежать неконтролируемого хаоса в жизни.
P.P.S. Будут вопросы, пишите. Разберем их в следующих статьях.