Сегодня будет большая и сложная статья о самоотношении.
Когда идет речь о переживании стрессовой ситуации, кризиса, ответьте на вопрос: как Вы к себе в этот момент относитесь? Как Вы себя поддерживаете в сложной ситуации?
Ситуация может быть даже и не совсем кризисной, а так – маленькой точкой на жизненном пути, например, рядовая ссора с мужем (женой) из-за какой-нибудь бытовой мелочи. В общем, не суть важно. Важно то, как Вы реагируете? Как Вы переживаете неудачи?
Давайте проведем эксперимент. Вспомните последнюю или важную для Вас ситуацию. Что Вы в этот момент себе говорите?
Выберите варианты:
- это виноваты они… злые люди;
-ну, зачем я опять полезла, знала же, что ничего не получится;
- что я за дура такая – учит меня жизнь, учит – ничему не научит;
- раз не получилось, два не получилось, а вот на третий раз обязательно получится;
- да ладно, что я так расстраиваюсь, все ошибки допускают… все равно я умница и красавица;
- что же это я так расстроилась, ну бывает, ну ладно уже, все пройдет, все образуется... в следующий раз точно справлюсь;
- бедная я, несчастная, вечно мне не везет;
- никто меня не понимает.
Негативные варианты ответов: болезненная критика себя, вызывающая чувство стыда; негативное отношение к окружению, заменяющее объективность; чувство покинутости, брошенности, одиночества – все эти варианты связаны с тем, как человек переживает отношение к себе, то он и переносит на других.
Позитивные варианты, а здесь их не так много – то же проявление самоотношения, только положительного.
Давайте рассмотрим этот феномен более пристально и детально.
Все мы когда-то были детьми и каждый из нас рос в определенной атмосфере. Кто-то получал больше поддержки и одобрения, а кто-то меньше. Некоторым из нас совсем не повезло и они столкнулись с насилием в семье.
Насилие в семье бывает разного типа и вида.
Считается, что насилие – всегда физическое наказание. Некоторое время тому назад даже считалось, что без ремня и воспитание - не воспитание. Однако насилие оставляет глубокий и болезненный рубец в душе ребенка. Помимо чувства униженности и незащищенности еще и наследие в качестве негативного самоотношения, которое преследует человека всю его жизнь и проявляется в моменты кризиса бесконечным самоуничежением и самокритикой. И на вопрос: «Какой ты?», человек может ответить, что он плох и неудачлив, несчастен и бесконечно одинок, не знает любви и не умеет хорошо к себе относиться, что его преследует пустота.
Эмоциональное насилие. Совершенно не обязательно бить ребенка, чтобы он чувствовал себя униженным и растоптанным. В некоторых случаях достаточно вызвать у ребенка чувство чрезмерного психоэмоционального напряжения, которое приводит его в состояние постоянного стресса.
Например:
завышенные требования – учиться только на пятерки, заставлять ребенка заниматься через силу, запреты на болезнь;
разговоры только об успеваемости и достижениях;
угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
«торговля запретами» - если ребенок вовремя не убрал постель или не сделал уроки – наказание;
игнорирование естественных потребностей ребенка – обращение с ним, как с работником, помощником без поощрения (например, ребенок должен помогать родителям по первому требованию вне зависимости от того, может ли он, хочет ли он);
оскорбления;
терроризирование, то есть неоднократные оскорбления словами и формирование стабильного чувства страха;
запугивание, угрозы, брань, издевки, насмешки;
запугивание наказанием: «Если опять двойку принесешь, то получишь у меня!»;
повышенная критичность;
постоянные сравнения с другими не в пользу ребенка: «Посмотри на Петю, вот он – молодец! Учится хорошо, воспитанный мальчик, а ты – горе луковое!».
Психологическое насилие связано с установками родителей по отношению к ребенку:
Родители хозяева ребенка;
Они определяют, что хорошо и что плохо;
Ребенок несет ответственность за их гнев. Если родители сердятся, то виноват ребенок.
Родители всегда должны быть защищены.
Родители всегда правы.
Нежность – вредная штука. Суровость и отсутствие похвалы лучше подготовят ребенка к жизни.
Хорошее поведение важнее, чем реальное отношение к ситуации. Ребенок не имеет права иметь свое мнение - не дорос еще!
У ребенка должно быть одно желание – понимать, что от него хочет родитель.
Детское самоутверждение в жизни создает проблему для их авторитета.
Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.
Все это должно произойти, пока ребенок совсем маленький и не может разоблачить родителей.
Такие родители добиваются от ребенка абсолютного послушания. В своих методах воспитания применяют всевозможные ухищрения: полное игнорирование – ребенка слушать не нужно, ребенок не имеет права выражать недовольство и, вообще, свои чувства, его любовь не интересна – главное, чтобы он слушался, ребенка могут изолировать (темная комната, чулан, одиночество, прекращаются все разговоры на неопределенное время – пока не исправится), обесценивание – все, что не сделал – все плохо: «Что ты все ломаешь!? Руки у тебя не из того места растут!» и т.п.
Когда такой ребенок становится взрослым, он не только плохо к себе относится, он сам может стать «плохим родителем» и также будет калечить своих детей. Но и это еще не все. В ситуации кризиса, тяжелой жизненной ситуации такой человек разрушается или разрушает других.
Варианты саморазрушающих тенденций весьма разнообразны: от неуверенности в себе и болезненного «комплекса неполноценности» до клинической депрессии, психических расстройств, самоубийства или убийства.
Американский психоаналитик Гарри Стэк Салливан рассматривал проявления негативного отношения к себе, как результат формирования «плохого Я». «Плохое Я» формируется в процессе длительного негативного отношения к ребенку и всплывает в самые сложные жизненные моменты взрослого человека.
Если человек идентифицирует себя в большей степени, как плохого, неудачливого, неспособного на что-то, то его «плохое Я» начинает доминировать в сознании и становится его основной идентичностью. В то время, как «хорошее Я» все больше уменьшается или исчезает вовсе, лишая человека самообладания и самоподдержки.
На месте «хорошего Я» образуется пустота. Теперь давайте посмотрим, как выглядит внутренний мир взрослых людей, которые не получали поддержки от родителей:
«Если я не буду работать («убиваться» на работе), я не буду чувствовать жизни вообще».
«Не могу уйти от мужа (муж алкоголик, лечиться не собирается), то мне будет настолько одиноко, что я просто замерзну от одиночества. В моем мире все остановится и засосет звенящая пустота. Мне нужно, чтобы хоть кто-то был рядом со мной. Может собаку завести?».
«Если она от меня уйдет, то я даже не знаю, как жить дальше!»
Особенно хорошо слышны "внедрения" на уровне текста внутренних сообщений, которыми делятся люди, когда рассказывают про то, как они общаются сами с собой:
"Ты представляешь, этот "козел" опять ко мне начал придираться! (Беззащитность, беспомощность). Что я ему сделала? (В голосе слышно отчаяние). Что ему мало что ли? Я и так все время работаю, как проклятая, света белого не вижу, так еще и он! (Человеку явно нужна помощь в ситуации - тяжело, не справляется). Ну, что я за дура-то такая, что жизнь меня все время бьет ключом по голове! Видно мало мне, надо еще поучить!" (Текст - "внедрение". В оригинальном исполнении он мог выглядеть так: "Да что ж ты за дура-то такая! Видно мало тебя учили (может быть даже били), надо еще проучить!").
Такие тексты появляются у человека, когда он искренне считает (откуда берется такое убеждение - кто научил?), что со всем на свете должен справиться в одиночку, как будто бы кто-то ждет от него подвига (а кто ждал раньше?) - ведь все равно никто не поможет! Когда такой человек был ребенком и попадал в сложные ситуации, то никто ему не помогал, а если так случалось, что этот ребенок не справлялся и нуждался в помощи, так его за это могли еще и наказать. Разве это не ужасно?
Внутренний мир взрослых людей, которые не получали поддержки от родителей выглядит пустым, скучным, унылым, как лунная поверхность. Во взрослой жизни люди без «хорошего Я» становятся зависимыми от других людей и вынуждены принимать решение о своих отношениях и самих себе, основываясь на чувстве страха. Страха одиночества и пустоты. Между ними и миром как будто бы всегда присутствует тонкая стена из невозможности полного соприкосновения, участия в жизни людей, что порождает недоверие к себе и к людям, обрекая человека на душевные страдания.
Такой человек постоянно мечется от непринятия себя, потому что он плохой, до полной зависимости от другого, который также полностью принять его не способен. Но зависимость строится по такому принципу: "Если я спасу, помогу, объясню, развею тучи над его головой, изменюсь до неузнаваемости, то тогда он-то точно сможет меня полюбить и за меня, и за родителей, которые меня предали, и за самого себя". К несчастью, зависимость от других приводит и к следующим нежелательным результатам. Часто такие люди выбирают на бессознательном уровне партнеров, которые так или иначе воспроизводят их отношения с родителями. Их партнеры могут быть: манипулятивными, нечувствительными, отвергающими, холодными, а иными словами, поступать с ними также, как и поступали родители – манипулировать, обманывать, отвергать, бросать, полноценных отношений все равно не будет. Здесь продолжает работать "железный принцип": если ты не умеешь любить себя, то никто на свете полюбить тебя не сможет.
Как же вырастить в себе «хорошее Я» и научиться самоуважению, любви к себе? На самом деле, это очень сложный и трудоемкий процесс и одним позитивным мышлением сразу исправить его нельзя – не получится.
Ведь когда ребенка подвергают различного рода экзекуциям, он перестает прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, обесценивает собственные переживания, перестает себя уважать – так исчезает значимость его телесности, душевных переживаний, потребностей, а остается, как говорил основатель гештальт-терапии «голова на тележке», человек, живущий только рациональными суждениями. Если исчезает значимость чувств, то как ребенок, став взрослым человеком поймет смысл любви, самоуважения, доверия к себе и другому? А никак! Такого человека легко ввести в заблуждение, сделать жертвой, обмануть, потому что его чувства мертвы, нет доверия самому главному человеку - самому себе.
Поэтому в первую очередь, мы будем с вами учиться прислушиваться к собственным ощущениям, доверять им. Уважать свои желания и чувства.
Во-вторых, будем учиться по-хорошему успокаивать и утешать себя. Но об этом поговорим в следующей статье.
Напоминаю, что с 4 октября (надеюсь на это) начнет работу терапевтическая группа. Еще есть места. Группа чисто женская. Прочитать о ней и записаться на нее можно здесь.
Помимо группы может быть мастер-класс по самоподдержке. Кому интересно, пишите под статьей.
С уважением, Мария Романцова, тел: 8 (926) 197 - 64 - 39
P.S. Как мне больно и тяжело, и сколько вызывает сочувствия тот факт, что став взрослым, такой человек остается в душе беспомощным и бесправным ребенком. Ведь если родители окружают своих детей пустотой, безразличием, срываются на них, обижают, отвергают и наносят ущерб, они приносят в этот мир настоящее зло.
P.S. Каждый взрослый, став родителем, в первую очередь, несет ответственность за свое психическое здоровье и личную состоятельность не только перед самим собой, но и перед ребенком.